Витрувианский человек

Миссия нашей компании:

Эволюция пространства
от замысла до воплощения



vitruvian-man.jpg

Леонардо да Винчи
Vitruvian Man, Study of proportions, from Vitruvius's De Architectura
датируется 1490-1492 гг.
Коричневые чернила, металлический карандаш, перо
34,3 x 24,5 см (13,50 x 9,65)
Академическая галерея, Венеция, Италия
Venice Gallerie dell’Accademie

«Витрувианский человек» (Homo Vitruvianus) – рисунок руки Леонардо да Винчи, созданный по данным исследователей в 1490-1492 годах. Этот рисунок был найден в одном из рабочих дневников мастера и представляет собой иллюстрацию к рукописным трудам древнеримского архитектора Витрувия (Marcus Vitruvius Pollio, первый век до н.э).
Сегодня "Витрувианский человек" является одной из самых известных и цитируемых работ великого Леонардо, а дневник, в котором был обнаружен рисунок получил название «Канон пропорций».

На рисунке изображена фигура стоящего в полный рост обнажённого человека (мужчины) в двух наложенных одна на другую позициях: с плотно сдвинутыми ногами и широко раскинутыми руками и с расставленными ногами и приподнятыми вытянутыми руками. При внимательном рассмотрении можно увидеть изображение 16 различных поз. Фигура с разведёнными в стороны руками и сведенными вместе ногами вписана в квадрат, а с раскинутыми в стороны руками и ногами вписана в окружность. При дальнейшем рассмотрении выявляется, что центром круга является пупок, а центром квадрата – пах. Если внимательно присмотреться к груди, рукам и лицу человека на рисунке, то можно заметить прямые линии, отмечающие пропорциональные деления. 

В своих сопроводительных записях Леонардо да Винчи указал, что рисунок появился в результате изучения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактате Витрувия («Десять книг об архитектуре») в разделе, посвященном изучению пропорциональных соотношений человеческого тела по принципам архитектуры:

"Природа распорядилась в строении человеческого тела следующими пропорциями:
длина четырёх пальцев равна длине ладони,
четыре ладони равны стопе,
шесть ладоней составляют один локоть,
четыре локтя - рост человека.
Четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека.
Если вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14 человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средние пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела, равноудаленной от всех конечностей, будет ваш пупок.
Пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник.
Длина вытянутых рук будет равна росту.
Расстояние от корней волос до кончика подбородка равно одной десятой человеческого роста.
Расстояние от верхней части груди до макушки составляет 1/6 роста.
Расстояние же от верхней части груди до корней волос - 1/7.
Расстояние от сосков до макушки составляет ровно четверть роста.
Наибольшая ширина плеч - восьмая часть роста.
Расстояние от локтя до кончиков пальцев - 1/5 роста, от локтя до подмышечной ямки - 1/8.
Длина всей руки - это 1/10 роста.
Начало гениталий находится как раз посредине тела.
Стопа - 1/7 часть роста.
Расстояние от мыска ноги до коленной чашечки равно четверти роста, а расстояние от коленной чашечки до начала гениталий также равно четверти роста.
Расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица."

Рисунок Леонардо исследователи изучают с момента открытия уже не первый век. Однако ученые уверены, что все загадки «Витрувианского человека» еще не раскрыты.
Пристальное изучение пропорций человеческого тела, сделанное Леонардо да Винчи, его единомышленниками и последователями, стало одним из величайшим достижением, предшествующим итальянскому ренессансу.

Позднее, следуя той же методике французский архитектор Ле Корбюзье составил свою шкалу пропорционального деления – «Модулор», оказавшую значительное влияние на современную архитектуру. 

Символисты усматривают в Витрувианском человеке еще и некий символический смысл – квадрат отождествляется ими в виде материальной сферы, а круг – духовной. Соприкосновение этих символических сфер с изображением человека есть идентификация центра мироздания.

Оригинальная работа мастера находится в закрытом хранении, но два раза в году представляется для обозрения всем желающим, после чего замещается копией, а оригинал убирается хранилище с целью защиты от прямого света и других внешний воздействий, способных нанести вред. 

В 2012 году появились публикации о том, что Витрувианский человек является более совершенной версией изображения, сделанного Джакомо Андреа да Феррара, другом Леонардо, также изучавшим пропорции человеческого тела по трудам Витрувия. Такие данные нисколько не умаляют значение эскиза великого флорентийца – Витрувианский человек остается самой известной и цитируемой работой Леонардо да Винчи и стоит в одном ряду с Джокондой. Значение Витрувианского человека Леонардо да Винчи нельзя переоценить, оно далеко превосходит рамки познавательной иллюстрации к научному трактату и являет собой гармонический ряд вселенной, ключом к построению которого является образ идеального человека.

АСГ Золотое Сечение
Вернуться к списку